План – конспект урока по теме: «Развитие технических навыков в работе над гаммами»
« Назад 12.03.2015 07:41 1. Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо». Техника (с греч. «искусный») – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда. Гамма - звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды. Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне. 2. Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре. 3. Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических). Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья: двухпальцевая техника: доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m. Трёхпальцевая техника: широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах. Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке. 4. Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки. 5. Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой: - позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя, - техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» - при движении вниз, при переходе на разных струнах, - ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента, - проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца, - проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца, - проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев, - проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче. 6. Работа над исполнением гаммы правой рукой: - определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз», - исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой, - ознакомление с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли, - передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз). Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика, - сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей), - проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука, - проблема нахождения большого пальца p относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну, - применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы, - проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука, - проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы, - проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука, - тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн. 7. Работа над координацией рук при исполнении гамм: - отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато, - работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала. 8. Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы. - выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92), - выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика, - сочетание игры с метрономом и без него. 9. Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur. - выявление пассажей в Этюде, - определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса, - отработка разными упражнениями тяжелых мест, - работа над темпом, упражнения, - выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка, - полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств. Анализ урока Урок должен пройти результативно. Преподаватель выполняет план: ученик должен понять, усвоить и успешно применить полученные навыки работы над гаммами в этюде, освоить запланированный педагогом материал урока. Учащиеся в процессе урока должен почувствовать импульс творчества, самореализации. Этот толчок будет побуждать его к кропотливой работе над техникой и на последующих занятиях, и в домашней работе. КомментарииКомментариев пока нет |