Ногтевой способ звукоизвлечения
« Назад 12.02.2015 06:12 Преимущества использования ногтей зачастую приобретаются высокой ценой: многие часы уходят на придание им нужной формы и полировку, целые недели уходят на то, чтобы сломанный или испорченный ноготь вырос до нужных размеров. Придание формы ногтям После того, как было выбрано «обычное» положение кисти, каждому ногтю необходимо придать индивидуальную форму, так чтобы он давал удовлетворительный звук при использовании как апояндо, так и тирандо. В данном случае логичнее будет стремиться к равномерности звука, чем к его разнообразию. Хотя необходимо помнить, что каждый ноготь будет использован различными способами для получения различных звуков, возможно более важным будет обеспечить извлечение всеми тремя пальцами сбалансированного звука, когда они используются одинаковым образом из одного положения кисти. Очевидным примером, для чего это необходимо, является тремоло (р а m i р а m i и т.д.)- которое будет звучать ровно, только если все три пальца извлекают одинаковые звуки одной громкости. В любом случае, любое неуместное изменение окраски звука внутри одной фразы может затруднить восприятие музыки. Разумеется, абсолютное совпадение не является необходимым. Существуют непредотвратимые различия в звуке, вызванные тем, что пальцы i, m, а находятся в разных точках по длине струны, и это может создавать проблемы при игре возле подставки (в этом случае i вполне может находиться в два раза дальше от подставки, чем а, а большой палец еще дальше), однако эти различия можно сделать практически неразличимыми при обычной игре, если придать ногтям правильную форму. Таким образом, проблема сводится к приданию трем ногтям такой формы, чтобы они работали одинаково. Но будет большой ошибкой считать, что для этого достаточно будет просто заточить их с одинаковым профилем. Во-первых, скорее всего каждый ноготь будет иметь свое поперечное сечение, и заточка должна будет ему соответствовать. Во-вторых, каждый палец будет подходить к струне под своим углом, независимо от выбранного положения кисти. В частности, если безымянный палец а расположен перпендикулярно струне, если смотреть из-под запястья, то i и m скорее всего будут слегка наклонены в сторону, противоположную наклону большого пальца. У некоторых исполнителей все пальцы наклонены в эту сторону. Дуарте объясняет анатомические причины того, почему это иногда может быть эффективно; с точки зрения звукоизвлечения, необходимо только заточить каждый ноготь соответственно его естественному углу атаки. Следовательно, гитарист, который затачивает ногти, как ему нравится, не имея под рукой гитары, должен иметь очень устойчивую технику - если ему вообще небезразлично качество производимого им звука. Менее опытным исполнителям, или желающим поэкспериментировать, рекомендуется затачивать ногти, сразу же проверяя на гитаре, действительно ли каждый ноготь работает одинаково при нормальной игре. Последнее слово в определении того, правильно ли работают ногти, очевидно, остается за слухом, но некоторые физические проверки также будут полезны. Ощущение того, насколько гладко струна скользит по ногтю, является самым очевидным; также можно оценить степень, до которой струна вдавливается вниз во время щипка, следя за ее реакцией на другом конце струны, то есть насколько далеко струна отходит от грифа. Эта проверка особенно полезна при совершенствовании плотного звука при тирандо. Что касается слуховых проверок, то некоторые из них более тщательны, чем другие. Для получения грубого звука, если взять, скажем, ноту «ми» на третьей струне, ноготь должен иметь действительно сильный дефект, особенно если ошибки маскируются вибрато, однако для получения приятного звучания этой же ноты на открытой первой струне нужен ноготь хорошей формы. Если все три пальца, используемые из обычного положения кисти, дают примерно одинаковый звук на открытой струне «ми», при использованииапояндо либо тирандо, и если этот звук очень плотный, а также яркий и чистый, то есть хорошие «кирпичики» для создания музыки. 1. Каждый гитарист пользуется своим методом заточки, и любой метод, который работает, ничуть не хуже остальных. На Рис. 2. показан достаточно простой метод, который обычно дает хорошие результаты. Начав из положения, когда ноготь стоит перпендикулярно пилке, как показано на схеме (а), пилка наклоняется на угол а, как показано на схеме (b). Затем пилку необходимо повернуть на угол b (в любую сторону), и начать затачивание, перемещая пилку вперед - назад по прямой линии, как показано на схеме (с). (Рекомендуется использовать абразивную, а не металлическую, пилку, которая режет в обоих направлениях, не разрывая при этом волокна ногтя.) Однако на ногте останутся острые углы - один на «вводящей» стороне, за который может зацепиться струна, другой на «выводящей» стороне, где он может сделать высвобождение достаточно резким. Скруглив эти углы, и убедившись, что общий профиль представляет собой гладкую кривую, показанную на схеме (d), вы можете использовать ноготь под различными углами, а также в его основной функции. После придания ногтю некоторого профиля, можно с помощью пилки сгладить поверхность кончика. Работа на этом еще не закончена. Пока рабочая поверхность ногтя не будет отполирована до стеклоподобной гладкости (в настоящее время существуют специальные полировочные пилки), ноготь не будет эффективно работать, без неприятного «скребущего» шума, вызываемого грубой поверхностью ногтя. Поскольку струна по большей части контактирует с внутренней поверхностью ногтя, она требует особенно тщательной полировки, особенно на «вводящей» стороне. Однако ближе к точке высвобождения со струной начинает контактировать внешняя поверхность, которая тоже требует особого внимания. 2. Преимущество только что описанного метода прямой линии заключается в том, что он дает достаточно хорошие результаты независимо от естественной формы ногтя и его угла атаки при условии, что углы а и b выбраны правильно. При их выборе необходимо исходить из требуемой высоты и уклона ногтя, с учетом вопросов, рассмотренных в разделе. Угол b зависит в основном от угла, под которым палец подходит к струне (если смотреть из-под запястья), а угол а от высоты поперечного сечения ногтя. (Если ноготь сильно плоский, то угол а, необходимый для подпиливания по прямой линии, может оказаться слишком большим, так как подпиливание под таким углом очень сильно ослабит кончик ногтя. В этом случае все равно можно использовать данный метод, пользуясь поверхностью пилки только для проверки прямой линии, а непосредственно подпиливание выполнять, не наклоняя пилку.) Нахождение правильных углов - непростая задача, и обычно решается методом проб и ошибок. Хотя этот метод и не является панацеей, он может стать отправной точкой для нахождения оптимальной формы для каждого ногтя. 3. Большая часть вышесказанного в равной мере относится и к большому пальцу. Разумеется, ноготь большого пальца необходимо затачивать в соответствии с его естественным углом атаки, который сильно отличается от остальных пальцев. Обычно струна входит в контакт с ногтем примерно около середины и сходит с него в нижнем углу, хотя некоторые исполнители предпочитают прогнуть большой палец так, чтобы ноготь был направлен в другую сторону. Тем не менее, в большинстве случаев, ту часть ногтя большого пальца, которая используется для игры, не нужно сильно отворачивать от линии струны - если ноготь поставить на басовые струны с оплеткой, то можно получить неприятное «дребезжание». Также как и на остальных пальцах, ноготь большого пальца можно использовать различными способами, изменяя звук, или, в отличие от остальных, его можно полностью исключить из щипка, чтобы получить особенно теплый бас или мягкий, «мясистый» аккорд на всех шести струнах.
КомментарииКомментариев пока нет |